...
Квадрат темной рамки шляпы и волос совершенно отличен от силуэта
волос первой фигуры. Над ними темные силуэты пик и алебард; они поданы в
таких наклонах и поворотах,
Рельеф с изображением
плакальщиков.
Середина XIV в. до н. э.
виды композиции
Scan by Ne Quid Nimis - 93 -
при которых форма силуэтов не повторяется и обогащает композицию.
Фигура воина взята силуэтно, четко: голова, сниженная по отношению к
первопланному и повернутая в профиль, четко выделяется в профиль, чет-
ко выделяется нижняя половина лица на светлом кафтане офицера.
Теперь следует сказать об одной из гениальных находок автора — о
светлых пятнах кафтана воина третьего плана и головы лошади, виднею-
щейся за его плечом. Таких находок в композиции много, но эта — одна из
главных. Попробуйте на минуту прикрыть эти два светлых пятна, предста-
вив себе, что их нет, и вы увидите, насколько обедняется композиция, как
чрезмерно сближаются первый и последний план картины.
Светлое пятно кафтана совершенно определенной величины есть не-
обходимейший контрастный материал, отделяющий первый план от по-
следнего в левой части картины. Светлое пятно на голове лошади опять-
таки необходимо для выявления профильной фигуры, стоящей за головой
лошади справа. Эта фигура, повторяющая и положение и профиль фигуры
первого плана, ритмичным повторением как бы замыкает построение
группы фигур левой части картины.
Переходим к центру картины. Если левая часть решалась со-
ставлением плотно стоящих рядом прямых фигур, одна на фоне другой, то
центр решается двумя полусогнутыми фигурами на фоне дали.
Когда начинаешь разбирать эту картину, то все больше и больше про-
никаешься гениальностью, абсолютным совершенством этой вещи, все
более поражаешься цельностью строения этой вещи. Итак, разберемся в
двух центральных фигурах. Начнем с фигуры подающего ключи от крепо-
сти. Силуэт головы на фоне панорамы города подчеркивается большим
белым воротником; чудесно найден силуэт правой руки и ключа с темной
тесьмой.