...
Такая доска и яв-
ляется метром: то есть один раз отпечатали, затем вновь нанесли
краску и опять повторили наложение на ткань рядом, ниже и так
далее. Рисунок задумывался таким образом, чтобы как можно
меньше были заметны линии стыков. Конечно, сейчас технология
изготовления ткани, обоев, оберточной бумаги существенно изме-
нилась. Но тем не менее, создавая композиции, в основе которых
лежит метр, необходимо продумывать пластические связи одного
метра со следующим. Такого вида метрические композиции назы-
вают еще раппортом, или раппортными композициями. В основ-
ном они применяются для создания рисунка на тканях. Различают
три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетча-
тый. Обычно в композициях на тканях используются раститель-
ные, животные и геометрические мотивы. Для метрических ком-
позиций характерна статика. Статика — это состояние покоя, рав-
новесия. Лучше всего это состояние реализуется с помощью сим-
метричных геометрических мотивов. Метрическая композиция
строится на строгом отсчете времени и пространства.
В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и
порождает движение с более сложной характеристикой. Динами-
ка ритма обусловливается закономерным чередованием однород-
ных элементов и пространства. В искусстве ритм понимается как
синтез количества и качества в выражении художественной фор-
мы. Для зрителя, воспринимающего произведение искусства, су-
Набивная доска. Конец XVII в.
средства гармонизации композиции
Scan by Ne Quid Nimis - 67 -
ществует два типа ритма: активно-динамический и пассивно-ди-
намический. К первому относятся звуковые (музыкальные), тан-
цевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые
появляются и исчезают в определенных временных рамках. Ко
второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, жи-
вописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся
постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реаль-
но существующих элементов. Воздействие на зрителя активно-
динамического ритма во многом зависит от продолжительности
его восприятия.