...
Пригляди-
тесь повнимательней. Какое многообразие оттенков в обычной тра-
ве! Это цветовой нюанс. В одном и том же растении мы видим по-
вторение формы листьев: более крупные находятся внизу, и чем вы-
ше, тем мельче они становятся. Это нюанс форм. Здесь же можно
заметить и нюанс цвета: нижние листья уже пожелтели, средние яр-
ко окрашены, а верхние нежны и бледны. И вдруг мы замечаем цве-
ток — природный акцент, контраст. Контраст ко всему растению,
контраст форм, цвета, фактуры. Если цветок состоит из подобных
лепестков, то это тождество. Этот пример доказывает, что средства
гармонизации — контраст, нюанс, тождество — подсказаны худож-
нику самой природой. Поэтому они нашли такое органичное приме-
нение в произведениях искусства.
Создавая дворцовые ансамбли и добиваясь композиционного
единства произведений искусства и окружающей среды, архитек-
торы не могли обойтись без этих средств.
На примере усадьбы Архангельское рассмотрим применение
контраста, нюанса и тождества как средств для создания гармонич-
ной композиции. Проанализируем композицию архитектурного ан-
самбля. Сам дворец, его объемно-пространственное построение, в
основе которого лежит симметрия, контрастирует с лесным масси-
вом. Но автор ввел нюанс, подчиняя существующей пластике ланд-
шафта основную композиционную идею всего ансамбля, и тем са-
мым создал композиционное единство. От реки постепенно начина-
ют нарастать высоты малых архитектурных форм, подчиняясь подъ-
ему берега и заканчиваясь центральным объемом дворца. Можно
проследить и другое движение — доминирующий цельновосприни-
маемый объем дворца переходит в колоннады, как бы растворяясь в
стволах деревьев. Это нюанс. Однако архитектурный объем явно
контрастирует своей цельностью, колористическим и фактурным
решением с природой. Но в то же время автором были найдены
удачные нюансные отношения и даже применено тождество. В ча-
стности, колоннада, образующая два крыла и организующая внут-
ренний дворик, балюстрада, ступени, ва-
Ш.