...
Независимо от взаиморасположения цветов для создания цветовой гармонии боль-
шое значение имеет их количественное соотношение, степень чистоты и светлоты
цвета.
Сочетание таких изобразительных средств, как форма и цвет, дает неисчерпае-
мо широкие возможности для создания художественного образа и художественного
произведения. А с использованием третьего изобразительного средства — фактуры
— эти возможности еще больше возрастают.
Опираясь на вышеизложенное, выполните ряд заданий.
Упражнение 1
Выразите цветом и формой ассоциации, вызванные словами и словосочетания-
ми: «хмурый день», «счастливое детство», «ярмарка», «одиночество», «коррида».
На первых этапах работы выполняются эскизы. Желательно делать их легко, бы-
стро, не стремясь к излишней тщательности и конкретности; важно добиться
удачного колористического решения, убедительных пропорциональных цветовых
отношений. Затем, отобрав наиболее удачные эскизы, введите необходимые дета-
ли и доработайте их. Важно правильно подобрать к определенному колори-
стическому решению форму пятна или пятен, линий, которые бы обогатили, до-
полнили образ, а не разрушили его.
средства выражения художественного образа
Scan by Ne Quid Nimis - 29 -
Упражнение 2
Прослушайте ряд музыкальных произведений: Концерт для
клавесина с оркестром Моцарта, «Болеро» Равеля, «Остров
мертвых» Рахманинова. Все они имеют ярко выраженную не-
повторимую цветовую характеристику. Постарайтесь найти
такие формы, которые бы, на ваш взгляд, соответствовали дан-
ным произведениям. Создавайте эскизы параллельно со звучанием
музыки, находясь во время работы под властью ее образов. Раз-
меры эскизов и их конфигурация должны меняться в зависимости
от решения. Можно использовать самый разнообразный изобра-
зительный материал. Техника выполнения любая.
Упражнение 3
Прочитайте стихотворения В. Маяковского «Левый марш» и
Ф. Тютчева «Полдень». Выразите цветом и формой те ассоци-
ации, которые у вас родились в результате прочтения этих про-
изведений.