Теория и практика фотографии

Обычно это первое средство, с помощью которого мы различаем объекты. Вместе с линией она составляет структуру большинства композиций.
Форма—элемент двухмерный; однако освещение и тональный диапазон нередко придают форме характер трехмерности. Освещение способно также уничтожить форму совсем или, создав темные тени, объединить несколько форм в одну.
Формы можно усилить, если расположить их на простом, тонально контрастном фоне (скажем, на фоне неба). Крайняя степень такого усиления — силуэт — устранение таких характеристик объекта, как объемность и фактура. Силуэт позволяет еще больше выделить форму.
Если ваш объект содержит очень выразительные формы, постарайтесь расположиться так, чтобы они хорошо сочетались друг с другом. Тогда возникнет равновесие или плавное движение, а у зрителя появится желание всматриваться в изображение.

Форма и фон
Один из способов усилить интересные формы — показать их на простом фоне. Снимок, сделанный с уровня пояса (выше), выделяет две формы — палатку и фигуру, — создавая интересную и сбалансированную композицию.

Форма и ритм
Течение воды по уступам (слева) создает сильную абстрактную структуру. Чтобы усилить форму уступов, фотоаппарат пришлось расположить так, что он «поймал» белое отражение облачного неба в воде, делая изображение контрастным.

Форма и отражение
Зеркальные отражения в неподвижной воде можно использовать, чтобы удвоить и создать абсолютно новые очертания. На снимке справа форму и линию гор удалось усилить, прибегнув к недодержке. Экспозиция замерялась по ярким пятнам на поверхности озера, поэтому темные участки суши получились без деталей, они сливаются с собственным отражением и создают единую таинственную и коническую форму. Светлое небо и небольшие скалы, рассекающие поверхность воды, нарушают симметрию снимка.

Кадрирование формой и линией
Форму и линию можно использовать, чтобы сконцентрировать взгляд зрителя на основном объекте. В слабых снимках часто отсутствует центр композиции, либо сильные линии и формы отвлекают от главного.
Форма может направлять взгляд зрителя, обрамляя основной объект. Например, если вы снимаете через дверной проем или окно, возникает рамка внутри кадра. Выделенные таким образом объекты создают сильный акцент, привлекая внимание. В идеале элемент обрамления должен быть связан с содержанием, внутренним наполнением кадра — например, церковный двор, показанный через церковные двери, но для обрамления объекта подходит что угодно: деревья, здания, даже люди.
Сама рамка вашего снимка — это тоже форма, повторяющая прямоугольник. Геометрическая рамка будет контрастировать с круговыми формами.

Обрамление и направление взгляда
Для снимка слева была выбрана такая точка съемки, чтобы формы скал создали очевидную рамку и направили взгляд к маленькой фигуре альпиниста на втором плане. Широкий диапазон тонов старых скал хорошо передает форму и фактуру.
Два читателя на снимке внизу отрезаны от ненужных деталей благодаря съемке сверху со спиральной лестницы, которая служит обрамлением и направляет взгляд.

Сайт создан в системе uCoz