Теория и практика фотографии

В результате каждый источник света, следуя за движением камеры, дал вертикальную линию на фоне темного неба.

Смазанный фон
При съемке вовсе не обязательно, чтобы фотоаппарат был полностью неподвижен. Мотоциклиста справа снимали из движущегося грузовика. Выдержка всего 1/60 с, но поскольку мотоциклист ехал с той же скоростью, что и грузовик, он получился как бы стоящим на месте. Зато деревья, особенно по краям снимка, прямо-таки несутся, и создается впечатление скорости. Как и в случае со всеми снимками, получить такой результат можно простым фотоаппаратом.

Задание: изучаем движение и смазанное изображение
Выберите сцену с объектами, движущимися в разных направлениях и с разными скоростями (лучше всего—спортивное состязание). Сделайте четыре снимка:
A. С возможной кратчайшей выдержкой.
Б. С выдержкой 1/8 с.
B. С выдержкой 1 с.
Г. С выдержкой 1/8 с, но во время экспонирования чуть поведите фотоаппаратом в направлении движения объекта.
Выберите наиболее интересный, на ваш взгляд, снимок.

Диафрагма и выдержка
Рассмотрим самые важные составные части фотографического процесса: фокусировку, отверстие диафрагмы и затвор. Функция фокусировки наиболее ясна. Она необходима, чтобы резко запечатлеть ключевую часть снимка — здание на фоне пейзажа, лица в группе, глаза на портрете — крупным планом. Диафрагма и выдержка влияют на изображение двояко. Во-первых, они регулируют количество попадающего на пленку света—отверстие диафрагмы меняет яркость света, затвор контролирует время, в течение которого свет воздействует на пленку. Во-вторых, выдержка и диафрагма сами по себе влияют на качество снимка. Диафрагма меняет глубину поля, что важно, когда объект включает в себя элементы, по-разному удаленные от фотоаппарата. Выдержка влияет на изображение, когда объект или камера движутся.
Сочетание выдержки и диафрагмы
Чтобы четко запечатлеть изображение, пленке необходимо определенное количество света, то есть экспонирование должно быть оптимальным. При нормальных условиях освещения не так важно, снимаете вы с малой выдержкой и широко открытой диафрагмой или с большой выдержкой при маленькой диафрагме; в обоих случаях на пленку попадает одинаковое количество света.
На рисунке внизу показана взаимосвязь между отверстием диафрагмы и выдержкой фотоаппарата. Он поможет вам менять эти величины и влиять на изображение, а количество света на пленку оставлять без изменения. Например, ваш экспонометр или инструкция к пленке рекомендуют экспонировать данный объект при 1/60 с и f 8. Но вместо этих величин вы можете дать экспозицию 1/500 с и f 2,8 или 1/15 с и f 16. При каждом сочетании на пленку попадает одно и то же количество света, но, как видно по снимкам на странице справа, изображения получатся разные. Величинами диафрагмы и выдержки можно варьировать, чтобы добиться желаемого эффекта.
Выбор экспозиции
Иногда установку экспозиции определяет только уровень освещенности. Он может быть таким низким, что вам придется использовать длительную выдержку и максимально открыть отверстие диафрагмы, иначе изображение вообще не получится.

Сайт создан в системе uCoz