Теория и практика фотографии

Контраст тесно связан с тональным диапазоном объекта, он дает возможность выявить форму. Когда свет жесткий, контраст обычно велик, в этом случае направление освещения позволяет подчеркнуть или сгладить форму объекта, как показано справа.
Если объект неподвижен, можно поменять точку съемки, чтобы оптимально использовать имеющееся освещение. Наиболее сильный эффект обычно достигается при боковом освещении, в снимке чувствуется глубина; если источник света находится позади камеры (переднее освещение), прорисовка в деталях, фактура и глубина переданы минимально; при съемке против света (заднее освещение) возникает сильный контраст, нивелируются детали, упрощается форма. (Никогда не смотрите на дневное солнце через фотоаппарат. Вы навсегда испортите и зрение, и аппарат.)
Иногда можно сначала найти идеальную точку съемки, а затем вернуться к ней, когда направление и качество освещения дадут желаемый эффект. На качество естественного освещения большое влияние оказывают время суток и погодные условия. На практике в поисках точки съемки часто приходится выбирать между лучшим видом на объект или лучшим использованием имеющегося освещения.

Направление освещения и форма
Съемка справа велась с одной и той же точки, но в разное время суток. По фотографиям видно, как направление освещения отражается на форме. Верхний снимок сделан рано утром, когда солнце находилось за фотоаппаратом и свет был жестким. Все поверхности здания освещены ровно, детали видны достаточно четко. Но форма здания передана слабо, трудно разграничить плоскости, расположенные под углом друг к другу. На нижнем снимке солнечный свет также достаточно жесткий. Но здесь день близился к вечеру, солнце опускалось и находилось слева от аппарата. Передняя и боковые поверхности каждой башни разграничены, яснее воспринимается форма окон. Снимок имеет большую глубину, однако за счет сильных теней потеряны детали.

Заднее освещение: сильная контрастность
Этот снимок аббатства Уитби в Йоркшире, Англия, сделан прямо против заходящего солнца, поэтому контраст очень велик и здание воспринимается как двухмерный силуэт. Освещение выделяет хрупкие формы окон, но почти все остальные детали потеряны. Для усиления контраста экспозиция замерялась по яркому небу справа от аббатства. Точка съемки выбрана так. чтобы на снимке получились отблески солнца. В целом снимок получился эффектным, драматичным.

Как использовать высокий контраст
Снимок романиста Уильяма Берроуза показывает, как можно упростить портрет, если управлять контрастностью. Он был сделан в помещении, за спиной писателя — большое окно. Темная обстановка комнаты позади фотографа очень слабо отражает свет, падающий из окна. Фотограф замерял экспозицию по лбу, и детали переданы только на освещенном профиле.

Как использовать низкий контраст
Школьница также была освещена мягким направленным светом из окна, но яркие окружающие предметы (включая книгу на парте) отразили рассеянный свет на затененные участки. Благодаря этому удалось выявить мелкие детали, особенно на лице девочки.

Сайт создан в системе uCoz