Теория и практика фотографии


Изображение, «сформированное» в объективе, по яркости будет разным—в зависимости от тонов объекта и освещенности. Если объект освещен сильно, ярких зон будет больше (от глубоких теней до ярких пятен), чем при плоском освещении, как в облачный день. В идеале вам захочется передать важные детали из светлых и темных участков кадра. Но пленка не может запечатлеть весь огромный диапазон яркости. Если экспозиция достаточна для проработки затененных участков, более светлые зоны окажутся переэкспонированными и наоборот.
Таблицы экспозиций полезны для «средних» объектов при заданных условиях освещения, а экспонометр более точен и надежен, поскольку он замеряет освещенность всего объекта. Для такого объекта, как справа, общий замер освещенности даст хорошие результаты.

Где общий замер обманчив
Общий замер может привести к ошибке, если важные элементы изображения слишком малы. Когда фон яркий (ниже), величина замера оказывается слишком малой для лица, и на фотографии оно выходит слишком темным. Темный фон (нижний снимок) дает обратный эффект — лицо вышло слишком бледным (передержка). На двух снимках большего формата экспонометром замерялось только освещение фигуры, поэтому фон не повлиял на результат.



Избирательные замеры
Чтобы преодолеть трудности при экспонировании, убедитесь, что экспонометр замеряет самые важные элементы объекта — в данном случае лицо.
Ближний замер
Если встроенный экспонометр дает общий замер, подойдите ближе к объекту, чтобы в видоискателе оказалась главная часть объекта. Тогда фон не повлияет на замер экспозиции. Теперь отойдите назад и снимайте.

Локальный замер
Если ваш аппарат оснащен экспонометром «через объектив», который делает локальный замер, совместите помеченную зону на фокусировочном экране с основным объектом. Поскольку экспонометр не реагирует на остальные части кадра, он даст верную экспозицию для основного объекта.

Замер ручным экспонометром
При пользовании ручным экспонометром приблизьте его к основному объекту. При этом постарайтесь не затенить замеряемую зону.


Выигрышная для объекта экспозиция
Выбранная экспозиция зависит от того, какие части изображения вы хотите выделить. На левом снимке экспозиция (1/60 с при f 11) определялась в основном по затененному участку, и яркие зоны оказались сильно передержанными, вплоть до потери деталей. Для центрального снимка был взят общий замер экспозиции (1/250 с при f 11). Для правого снимка экспозиция (1/500 с при f 16) определялась по светлым местам. Снимок вышел недодержанным, однако результат, пожалуй, самый удовлетворительный.

Замер диапазона яркости
Иногда вы хотите запечатлеть как можно больше деталей объекта, диапазон яркости которого весьма велик (большая контрастность, снимок справа). Если позволяет время, сделайте встроенным экспонометром два замера. Замер темной части подскажет, что f 2.8: замер самой яркой части предложит f 11 (при той же выдержке). Разделив разницу пополам, вы получите f 5.6. это и будет оптимальный вариант.

Сайт создан в системе uCoz